15 февраля на факультете мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась Всероссийская Школа-семинар «Коммуникация. Образовательная парадигма», посвященная 10-летию кафедры международной коммуникации и 270-летию МГУ имени М.В. Ломоносова. Мероприятие организовано кафедрой под эгидой Ассоциации преподавателей по связям с общественностью.
Работу Школы, в которой приняли участие представители различных вузов России, открыла Н.А. Бирюкова, к.полит.н., заместитель декана по научной работе ФМП МГУ. Она отметила подчеркнула возрастающую роль коммуникации и значение ее исследований для развития науки, международных отношений и человеческого общества в целом, а также пожелала успешной работы всем слушателям.
Гостей и докладчиков Школы-семинара поприветствовала Л.В. Минаева, д.филол.н., Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, вице-президент АПСО, заведующая кафедрой международной коммуникации ФМП МГУ. Людмила Владимировна подчеркнула актуальность тем, которые включены в программу мероприятия. Она отметила, что деятельность кафедры опирается на концепцию международной коммуникации как стратегического ресурса, функционал которого реализуется в управлении международным общественным мнением, без чего невозможно обеспечение позиций страны на мировой арене. И сегодня это особенно важно. Кроме того, обеспечение преподавания иностранных языков на ФМП является прикладным направлением работы кафедры и успешно дополняет основное – международные коммуникации. Оба этих направления нашли отражение в работе Школы-семинара.
С первым развернутым докладом на тему «”Спящий институт”: ренессанс контрпропаганды» выступила В.А. Ачкасова, д. полит.н., профессор, заведующая кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении СПбГУ. Вера Алексеевна подробно рассказала об истории изучения и развития практики контрпропаганды, проанализировала ключевые условия, которые сегодня актуализируют необходимость применения инструментов контрпропаганды, привела примеры конкретных технологий и инструментов, а также познакомила слушателей с основными экспертными прогнозами относительно дальнейшего развития событий и применения методов контрпропаганды.
Л.В. Бондарева, к.полит.н., доцент, заведующая кафедрой иностранных языков и коммуникативных технологий МИСИС, в своем докладе «Учебная аналитическая лаборатория как площадка для продвижения образовательных программ. Опыт МИСИС» рассказала о практике работы с иностранными студентами и о возможностях сочетания теории и практики в рамках аналитических лабораторий. Лилия Владимировна отметила важность участия студентов в международных мероприятиях, организованных и проведенных их собственными силами, а также описала организацию учебного процесса в смешанных проектных группах, где обучаются студенты из России и других стран.
В.В. Кравцов, д.полит.н., доцент, профессор факультета журналистики РАНХиГС, доцент кафедры международной коммуникации ФМП МГУ, эксперт-практик, рассказал слушателям Школы-семинара о трендах и проблемах современной политической журналистики. Владимир Владимирович обозначил основные особенности подготовки современных журналистов, в частности осветил вопросы, связанные с использованием искусственного интеллекта в сфере политической журналистики и коммуникаций. Поделившись примерами из собственной практики, эксперт также дал ряд рекомендаций по работе с нейросетями.
Я.В. Миневич, к.соц.н., руководитель агентства Brand Affairs, и А.А. Назаров, к.филол.н., председатель совета директоров группы Центра управления репутацией, профессор РАНХиГС, представили разработки программы «Стратегическая коммуникация» для высшей школы, обозначив основные подходы к определению самого понятия стратегической коммуникации и акцентировав внимание на проблемах, с которыми сталкиваются практики в сфере коммуникаций. Эксперты подчеркнули необходимость подготовки специалистов, обладающих не только прикладными умениями, но и фундаментальными знаниями, междисциплинарным образованием.
Е.Л. Фрейдина, д. филол.н., профессор МПГУ, в своем докладе «”Прокрустово ложе” британского произносительного стандарта в мультикультурном мире» обозначила ключевые вопросы языковой подготовки, подчеркнув необходимость актуализации учебных материалов и понимания преподавателями и студентами состояния современного английского языка.
Заключительный доклад Л.В. Минаевой – «Как приручить китайского дракона. Трудности обучения китайских студентов в России» – был посвящен практическим рекомендациям для преподавателей, работающих с китайскими студентами. Людмила Владимировна обозначила ключевые межкультурные различия, поделилась примерами заданий и учебных материалов, адаптированных для китайских студентов. Доклад был основан на собственном профессиональном опыте работы со студентами из КНР, обучающихся на магистерской программе «Международные стратегические коммуникации» вместе с российскими студентами на ФМП.
Завершила работу Школы-семинара презентация учебного пособия «Стратегическая коммуникация в политике. Модели и технологии», вышедшего в издательстве «КУРС» и подготовленного авторским коллективом – Л.В. Минаевой, В.В. Кравцовым, Н.Л. Колесниковой, М.В. Луканиной, Л.К. Салиевой, Д.Д. Корсун, О.И. Трохиновой. Это первый российский учебник, посвященный стратегической коммуникации в политике и международных отношениях. В нем комплексно рассмотрен сам феномен стратегической коммуникации, ее роль во внешней политике, в геобрендинге, во внутриполитических и избирательных процессах, особенностях реализации в условиях кризиса.
Ассоциация преподавателей по связям с общественностью и кафедра международной коммуникации МГУ имени М.В. Ломоносова благодарит всех докладчиков и слушателей Всероссийской Школы-семинар «Коммуникация. Образовательная парадигма» за участие.







